Как возместить ущерб от задержки или отмены авиарейса в 2020-2021

задержка или отмена рейса Лайфхаки

Авиаперевозки принадлежат к особой епархии, в данной области установлены свои правила, приняты отдельные законы Воздушного кодекса. Но сбои в работе бывают во всех отраслях. Путешественников волнует, на что рассчитывать при задержке, отмене рейса или овербукинге в 2021 г. Путешествия на любом транспорте сопровождает риск опоздать, заболеть, в пути могут возникнуть непредвиденные обстоятельства.

На перевозчика законодательные положения накладывают обязательства перевозить пассажира до места назначения, а билет служит соглашением взаимоотношений сторон.

Законодательный регламент

По закону при задержке или отмене рейса авиапассажир наделен определенным правами, а авиаперевозчик обязанностями.

При условии, что в простое виновна авиационная компания или отправление было отменено по вынужденной причине:

  • технической неисправности лайнера;
  • плохой погоде;
  • поздно прибыл на погрузку самолет.

В ФАП, правилах для авиации федерального уровня, пунктом 99 утверждено, если пассажиру приходится вынужденно ждать отправления своего рейса, отсчет такого ожидания начинается с часа, который проставлен в авиабилете.

Прерогативы пассажиров установлены и регулируют правовые акты:

  • ВК РФ ст. 108 п.2, ст.120, ст. 126 п.1, ст. 124 п.4;
  • ФАП – п.227;
  • закон №2300-1, защищающий интересы клиентов.

На основании законодательных положений клиент авиалиний может:

  • вернуть авиабилет, если рейс отменили или задержали по вине авиакомпании;
  • требовать, возмещения ущерба за сорванную, оплаченную экскурсию или компенсировать моральный вред, материальные издержки за опоздание на поезд;
  • надеяться на частичный возврат стоимости перевозки, в пределах 25% от МРОТ, за каждые 60 минут просрочки.

Для санкций, зависимых от МРОТ, существует исходная сумма –  100 руб. Положениями из ФЗ-82 ст.5 установлено, что в полетах международного уровня, ответственность перевозчика ложится по действующим договорам между авиакомпаниями.

Когда на перелет распространяются условия Монреальской конвенции, получить компенсацию можно равную 5346 условным денежным единицам, расчет осуществляется на основе специальных прав заимствования (СПЗ)., регламентированных Воздушным сводом законов РФ статьями № 19, п.1, № 22 п.1, №23, №24, №55 и ФЗ-52 в абзаце № 1.

При задержке или отмене рейса по законодательным актам и ФАП п.99, перевозчик обязан пассажирам:

  • сохранить багаж;
  • предоставлять помещения для отдыха матерям с детьми;
  • давать прохладительные напитки, 2 раза позвонить или предоставить электронную связь, вследствие задержки рейса до 2 часов;
  • раздавать пищу, когда приходится ждать больше 4 час.;
  • выдавать еду с периодичностью в 6 час. в светлое время суток, а ночью до 8 час., если рейс отложен на следующий день;
  • разместить в мотеле, если отправление самолета откладывается днем на 8 часов, ночью на 6 часов, при этом бесплатно отвезти до здания для отдыха и привезти обратно.

Разработаны и приняты законодательные нормативы, внесены в ВК, но на практике возникают конфликтные ситуации между перевозчиками и клиентами, бывает трудно получить компенсацию в случае овербукинга или если рейс отменили или задержали.

Что такое конвенция Монреаля и овербукинг

Под овербукингом следует понимать продажу авиабилетов больше чем может вместить лайнер. Такую практику стали использовать из-за отсутствия части пассажиров в полете. Вначале кресла были зарезервированы и оплачены, а затем средства возвращены, самолет отправляется в полет не полностью заполненный, компания несет убытки. Стали торговать билетами сверх нормы, что стало причиной возникновения конфликтных ситуаций.

Овербукинг возникает по причине:

  • образования неполадок с самолетом, возможен перелет другим рейсом, когда борт не вмещает всех, оставшимся пассажирам приходится ждать;
  • неожиданного появления VIP клиентов, которым срочно нужно отправиться в полет.

Часто путешественникам приходится идти на компромисс, когда надолго не задерживают и предлагают замену транспорта, можно согласиться и без доплаты улететь другим рейсом.

В 2017 г. осуществилось подписание России меморандума, подтверждающего присоединение РФ к Монреальской конвекции, по условиям которой выплачиваются большие компенсации при задержке или отмене рейса. Законотворцы внесли поправки в ВК РФ, касательно расчета, где за условную единицу принята СПЗ, приравненная к 80 руб.

В результате:

  • пассажир при опоздании, отсутствии или передаче багажа с повреждениями может получить 1131 у.е., в сумме 90500 руб.;
  • при задержке или отмене рейса выплата равна 4694 СПЗ или 380000 руб.;
  • за гибель пассажира окажут помощь родственникам в размере 2 млн. руб.

Все компенсации указывают на максимальные выплаты, на которые рассчитывать не стоит. В каждой стране утверждение сумм происходит по регламенту, принятому государством, на этой основе формируется судебная практика, которая фактически значительно сокращает компенсационный размер.

Что делать, чтобы получить положенное в России при возникновении спорной ситуации, если мирным соглашением не получится урегулировать конфликт, нужно обращаться в суд.

Следует учесть, что Монреальская конвекция ни коим образом не оказывает влияния на возмещение ущерба авиакомпанией при перелетах внутри РФ.

Действия пассажира по ситуации

Разные обстоятельства возникают у граждан и у авиакомпаний, под влиянием которых резко меняются планы. Авиаперевозчик об кардинальных переменах в графике работ при задержке или отмене рейса, обязан предоставлять сведения на информационном таблоиде аэродрома, отправлять сообщение на электронную почту, звонить по телефону, если имеются контакты.

Перед поездкой в аэропорт необходимо свериться со справочной службой, проверить почту, зайти на портал компании, где онлайн площадка отражает режим полетов.

Если сбой в регламенте происходит за пару дней до отправки самолета, авиакомпания предложит равнозначное путешествие или осуществит возврат средств в полном объеме в рамках отмененного сегмента. Когда поездка с пересадками, бронированием у разных перевозчиков, каждая авиакомпания отвечает только за происшествия на своем пути.

По всем спорным ситуациям нужно обращаться к продавцу авиабилетов. Обычно пассажир:

  • узнает распорядок движения авиатранспорта;
  • сдает авиабилет;
  • получает через месяц деньги.

Если рейс отменили, когда вы уже в аэропорту нужно постараться прилично себя вести, не скандалить, а вежливо общаться с сотрудниками.

При этом понадобится собрать сведения:

  • фото с информационных источников;
  • адрес представительства авиакомпании;
  • время отправки другого самолета;
  • документ для посадки с отметкой о задержке вылета.

Авиакомпания обязана:

  • указать причину отмены вылета;
  • предоставить посадку на авиалайнер с такими же условиями;
  • помочь путешественнику решить, возникшие проблемы.

При задержке или отмене рейса, пассажиру предлагают и оказывают различные услуги, их объем устанавливают в зависимости от времени ожидания.

Компенсационный порядок

Чтобы вернуть пассажиру средства за причиненные неудобства авиаперевозчиком при задержке или отмене рейса, необходимо лично подать заявление представителю авиапредприятия или переслать электронную заявку. Для этого предстоит:

  • обратиться в компанию, сообщить об отказе от другой поездки, если не будет обращения посчитают, что путешественник сам не явился, в компенсации откажут;
  • к заявке прилагают сканы паспортов, билетов с талонами на посадку со штампами; 
  • собрать доказательные факты об ситуации овербукинг или нарушениях в расписании.

Онлайн сервисы предоставляют информацию об принадлежности конкретного рейса к компенсации, через ресурс можно отправить документальный пакет. Если перевозчик согласен с претензией он заплатит сразу, при возникновении разногласий выплат добиваются судебным порядком.

Рассмотрение письменного обращения иногда длиться до 3 месяцев. Отличается размер денежных компенсационных выплат. Государства и авиапредприятия устанавливают свои ограничения.

Отличия в государственном регламенте

В Европе по закону при задержке или отмене рейса свыше 3 часов, если виновен перевозчик, выплачивают 250 евро, при дальности перелета в пределах 1500 км.

400 евро возместят, если 3500 км. поездка не состоялась. Государства в составе Евросоюза, 600 евро возмещают клиентам убыток за несостоявшийся внутренний перелет в блоке ЕС. Когда лайнер из авиаконцерна Европы совершает вылет из аэродрома США, а прибывает в европейскую страну, при задержке или отмене рейса ответственность накладывается по европейскому законодательству.

Американские правила распространяются на полеты лайнеров, принадлежащим авиапредприятиям США.

При сбое в расписаниях расчет ведется в порядке, зависимом от времени отсрочки:

  • до часа выплат не предусмотрено;
  • от 2-х час. компенсируют двукратную стоимость пути, но не больше 675 дол.;
  • если ждут оправки 3 часа, платят в 4-х кратном размере от стоимости перелета (в рамках 1350 дол.).

При задержке или отмене рейса необходимо сохранять талоны для посадки, квитанции на дополнительные, но необходимые расходы и вовремя проходить регистрацию.

Советы рекомендательного характера

Когда вылет отменяют пассажир должен действовать, опираясь на собственные цели и основания, по которым задерживают воздушный транспорт. Деньги возвращают только те компании, которые сами виновны в сбое регламента:

  • не состыковано расписание;
  • экипаж не готов к работе;
  • при наличии билета, пассажира в самолет не пускают из-за отсутствия свободных мест;
  • перелет для перевозчика невыгоден, так как лайнер слабо загружен.

Авиационная администрация может отказать в возврате средств в случае:

  • теракта;
  • стихийного бедствия;
  • технологической катастрофы;
  • пандемии.

К примеру, на время действия COVID-19, Росавиацией установлены новые правила для полетов. Кроме специальных защитных приспособлений – масок, перчаток, пассажиры должны подниматься на борт, соблюдая социальную дистанцию. Создана линия контроля для проведения бесконтактной термометрии.

Если у пассажира обнаружат повышенную температуру, его на посадку не допустят. Компенсаций за сорванный полет не будет, путешествовать в пандемию нужно только абсолютно здоровым или вообще отказаться от поездок.

Вывод

При задержке или отмене рейса по вине перевозчика, для всех благоприятный выход в компромиссе. Если спорная ситуация будет решаться в суде, судья обязательно обратит внимание, были ли попытки погасить конфликт мирным способом.

Оцените статью
Добавить комментарий